Большинство современных а/м комплектуется автоматическими коробками переключения передач (АКПП). Основное преимущество АКПП перед «механикой» заключается в удобстве управления автомобилем. С водителя снимается задача выбора и переключения передач во время движения. Получая информацию о нагрузке, частоте вращения коленчатого вала и скорости движения а/м, АКПП сама выбирает оптимальную передачу.

Конструктивно АКПП состоит из следующих узлов:

  • гидротрансформатор, передающий крутящий момент от двигателя на входной вал АКПП;
  • планетарные редукторы с пакетами фрикционов, изменяющие передаточное отношение входного и выходного валов АКПП;
  • гидроблок, представляющий собой набор золотников, управляющих потоками масла к поршням тормозных лент и фрикционных муфт.

Положение золотников задается как вручную — ручкой селектора выбора передачи, так и автоматически, с помощью соленоидов, управляемых по определенному алгоритму, заложенному в программу блока управления.

 

С исправной АКПП движение а/м (разгон и замедление) происходит настолько плавно, что водитель практически не ощущает момента переключения передач. В большинстве случаев обслуживание АКПП сводится к замене рабочей жидкости – ATF (Automatic Transmission Fluid) по установленному производителем графику, и контролю состояния и уровня рабочей жидкости между заменами. Традиционно, периодичность замены ATF составляет 90 тыс. км. Однако, в случае применения АКПП на легковых «малолитражках», срок годности рабочей жидкости может быть продлен  производителем  на весь срок службы а/м. Тем не менее, при эксплуатации неизбежно ухудшение состояния ATF – в первую очередь изменяется вязкость рабочей жидкости, происходит насыщение ее продуктами износа механизмов АКПП. При определенных условиях могут возникнуть такие негативные проявления, как толчки при движении а/м, рывки и удары при переключении передач, увеличение расхода топлива. Причиной возникновения подобных дефектов может стать именно ухудшение состояния ATF. Дело в том, что изменение вязкости рабочей жидкости в сторону увеличения, может привести к замедлению движения золотников гидроблока, а содержащиеся в жидкости продукты износа вполне способны вызвать задиры и царапины на золотниках, приводящие к их заклиниванию. Своевременная замена рабочей жидкости позволит продлить срок службы АКПП, а в ряде случаев и устранить описанные выше дефекты.

Замена ATF производится методом вытеснения с помощью специальной установки. Установка подключается к трубопроводу между АКПП и масляным радиатором таким образом, чтобы при работающем двигателе и выбранном в селекторе положение «Drive», новая рабочая жидкость закачивалась в АКПП, а старая вытеснялась, и сливалась в специальный резервуар. Для наглядности в установке предусмотрены специальные прозрачные окна, в которых видно, как отличается цвет новой и старой жидкости. Таким образом, происходит не только замена рабочей жидкости, но и одновременная промывка АКПП. В зависимости от возраста а/м и его пробега для качественной промывки может потребоваться от 1,5 до 2-х штатных объемов ATF, т.е. если в документации указан объем жидкости в АКПП 8 литров, то качественная промывка может потребовать 10-ти – 15-ти литров. Процесс можно остановить в любой момент, как только цвет и прозрачность жидкости в обоих смотровых окнах станут одинаковыми.

Как уже было сказано, управляется АКПП по специальной программе, в которой задействованы измерительные устройства (различные датчики) и исполнительные соленоиды. Не исключена вероятность выхода их из строя или некорректная работа. Разобраться с подобными проблемами можно с помощью компьютерной диагностики АКПП. Подключаемый сканер считывает информацию о параметрах датчиков, кодах ошибок, неисправностях электронной системы управления.

Иногда может потребоваться пробная поездка, во время которой специалист подключает сканер, и отслеживает все параметры работы АКПП – моменты переключения передач, включение и выключение блокировки гидротрансформатора, величины давлений в каналах гидроблока.

При определенных неисправностях выполняется ремонт АКПП с демонтажем и полной разборкой. В этом случае специалист проведет дефектовку АКПП, оценит состояние деталей и узлов, составит смету ремонта. Запчасти, используемые в ремонте, подбираются с применением оригинальных каталогов, закупаются у официальных поставщиков. Ремонт выполняется с использованием специнструмента по заводской технологии.