А/м с механической КПП до сих пор составляют значительную часть из общего числа автопарка, находящегося в эксплуатации. Для плавной передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии используется узел механического двухдискового сцеплания, которое состоит из следующих элементов:

  • ведущий диск, закрепленный на маховике и оснащенный, как правило, диафрагменной лепестковой пружиной;
  • ведомый диск с фрикционными накладками и демпфером крутильных колебаний;
  • нажимной подшипник, с помощью которого к вращающемуся ведущему диску прикладывается осевое усилие, управляющее диафрагменной пружиной и позволяющее контролировать плотность прижатия ведомого диска между плоскостями маховика и ведущего диска.

Таким образом, передача крутящего момента происходит за счет силы трения.

Во время эксплуатации а/м ведомый диск неизбежно изнашивается, т.к. при переключении передач и при начале движения происходит кратковременная пробуксовка ведомого диска относительно ведущего диска и маховика, приводящая к истиранию фрикционных накладок.

Некоторые автопроизводители относят детали сцепления к элементам, подверженным естественному износу, и на этом основании ограничивают их в гарантии. Обычно, срок службы сцепления составляет примерно 60 тыс. км.  Однако, интенсивность износа очень сильно зависит от манеры управления а/м. У неопытных водителей может появиться «вредная привычка» — часто подолгу придерживать левую ногу на педали сцепления. Иногда эта привычка закрепляется настолько сильно, что сохраняется даже с приобретением солидного опыта вождения. Постоянное (даже легкое) усилие на педали способно вызвать как минимум контакт нажимного подшипника с ведомым диском, приводящий к ускоренному износу подшипника, а как максимум неконтролируемую пробуксовку ведомого диска, с истиранием фрикционных накладок, сильным нагревом поверхностей дисков и маховика, потерей упругости диафрагменной пружины и выходом сцепления из строя.

Типичные проявления дефекта:

  • резкое повышение частоты вращения вала двигателя, сопровождающееся потерей динамики;
  • рывки и вибрация при начале движения а/м;
  • посторонние звуки, слышимые в салоне а/м при работе двигателя, изменяющиеся в зависимости от нажатия на педаль сцепления.

Для оценки состояния деталей сцепления требуется демонтаж КПП, который должен выполняться на подъемнике квалифицированным автослесарем. Самостоятельная попытка демонтажа КПП в условиях гаража может быть просто опасна для жизни и здоровья, принимая во внимание массу агрегата.

При дефектовке сцепления механик обращает внимание на состояние и толщину фрикционных накладок ведомого диска, состояние и цвет (который может свидетельствовать о сильном термическом воздействии) поверхностей  ведущего диска и маховика, люфт и звук при вращении нажимного подшипника. Чаще всего, под замену попадает ведомый диск, реже — нажимной подшипник. Однако, принимая во внимание трудоемкость и стоимость работ по замене, целесообразно бывает заменить подшипник в принудительном порядке, а в ряде случаев и  ведущий диск. Кроме того не лишним будет проконтролировать состояние (и на всякий случай